Родство с природой (продолжение)

 Родовая гора-карындаш очеловечивалась согласно традиции почитания природы: ее вершина – голова, северный склон, поросший лесом, – спина, южная сторона – перед, подножие – полы или подол (имеется в виду одежда), верхний выступ – плечо, нижний – нога. Обычно в гряде гор одна нарекалась именем эпического героя или героини. К примеру, в Усть-Канском районе возвышаются родовые горы Эмеген (Женщина-гора), Öбöгöн (Мужчина-гора), Баштуу (Голова-гора), Кыстуу (Девушка-гора), Балакы (имя героя).

          Относительно родства карындаш с природой следует добавить, что горы, как и другие природные объекты, имеют своего духа-хозяина: одни – в образе женщины, другие – старика. По народному представлению, нужно соблюдать нормы поведения по отношению к горам, как к старшим родственникам. Обычным местом поклонения служит перевал (боочы). На нем путники совершают ритуал почитания природы, что должно способствовать удачному исходу поездки. Если проезжают днем, то повязывают две белые ленты на березу или молодую лиственницу на восточном склоне. Мир природы и мир людей составляют две половины единого земного существования, поэтому человеку запрещено вторгаться в природную среду.

          Родовые деревья не принято высаживать вблизи жилья, срубать на дрова или для переправы. Это не обычные земные деревья и кустарники, а несущие в себе родовой символ растения (сакральный мир).

          Следует отметить, что согласно мифу родовой атрибут (животное, дерево, птица) принадлежит к числу творений Верхнего Божества. Когда наверху Кудай и внизу Эрлик сотворили, соперничая между собой, земной мир, небесный правитель создал кедр, а подземный – сосну, верховный – лиственницу, а второй – ель, первый – березу, а последний – осину. Не случайно у майманов и кыпчаков почитаема береза, у тонгжанов – кедр, у тодош, чапты и байлагас – молодая лиственница, у сойон и алмат – тальник, у кöбöк – можжевельник, у иркит – иргай.
          Родовые атрибуты сеоков встречаются среди птиц и животных, которые также считаются созданиями верхнего мифического мира, поскольку это «на деревьях и камнях гнезда вьющие», а не подземного – «в земле норы создающие». У мундусов родовым является домашнее животное – бык, тöлöсов – лошадь, у майманов – собака. У тодошев, кыпчаков и их групп сеоков – дикое животное, заяц, у кöбöков – волк, у кергилов – марал, у иркитов и коболы – беркут, у тонгжанов – птица, орел. По отношению к ним соблюдаются родовые обычаи. Представители одних сеоков не участвовуют в забое родовых домашних животных, а другие не называют их и заменяют прозвищами: марал – ан (зверь) или сыбыскы (издающий звуки), лошадь – jылкы (мустанг) или эрjине (сокровище), волк – кöк таай (синий дядя по матери).

          Природные атрибуты сеока, как родовые карындаш, являются своеобразными кодовыми шифрами сеоков как в этом, так и в ином мире, поэтому по отношению к ним сложился и действует обычай «соблюдение бай». Обычай запрета на произношение слова (байлу сöс), названия природных родовых хранителей, созвучных с сокрытым именем старшего мужского родственника (байлу ат), совершения запретных действий, связанных с конкретной местностью (байлу jер), родовой горой (байлу туу), определенным видом зверя (байлу ан).

//Феномен родства алтайцев (полевой материал), Н.А. Тадина кандидат исторических наук, доцент

Иллюстрация - рисунок Таракая (Николая Чепокова)


Поделиться:
Читайте также:
 
 

Расскажите о нас

Алтайский заповедник Разместите наш баннер